«То, что для одного очевидно, для другого невероятно»

Автор.

 

 

Дорогие друзья!

 

      Хочу немного написать о том, что подвигло меня создать свой сайт и выложить на нём свои сочинения,

в основном, в электронном виде, а также немного о себе, как о музыканте.

    К счастью, мы сегодня имеем интернет, а не только концертные залы, и замечательные компьютерные программы для композиторов,которые день ото дня становятся всё лучше и совершеннее. Каких-нибудь десять лет назад я бы не рискнул разместить на прослушивание свою музыку в интернете, а вот теперь есть Sibelius 5 (и не только), инструменты которого звучат достаточно прилично и содержание музыки вполне доносят и не режут при этом слух. Музыки современных композиторов мы совсем не слышим, или почти не слышим, и имён их не знаем по сложившимся на сегодняшний день обстоятельствам, о которых я ничего говорить не буду, ибо об этом часто пишут и в СМИ, и в интернете.

   О культурном уровне населения наших географических границ, который является первопричиной этих обстоятельств, я также ничего не скажу, потому что имею на этот счёт очень жёсткие определения, я думаю, что он всё ещё выше, чем на островах Полинезии до английской колонизации, но нам не надо впадать в уныние, будем лучше стараться и работать над собой.

 

    Итак о главном. Музыку я любил, видимо, с рождения и, сколько себя помню и не помню (по рассказам соседей по коммуналке и родителей), тянулся к ней. Музыка звучала во мне всегда, то ли услышанная извне,    то ли запомненная, то есть прозвучавшая внутри меня. Но одновременно меня более всего поражала тайна тех удивительных моментов, когда она во мне возникала, эта тайна впоследствии слилась с двумя другими, ещё более волновавшими меня тайнами - тайной жизни и тайной смерти. Эти три тайны и привели меня, блудного сорокалетнего сына, к воцерковлению.

    Церковь Христова помогла мне расшифровать, или объяснить те переживания, над которыми бились моя слабая душа и мои мозги на протяжении всей сознательной жизни, а музыку определить как наиболее близкое к молитве творчество.

 

    Сразу хочу предупредить, что я рассуждаю как практикующий церковный человек, поэтому, если что-то будет непонятно, вы можете написать письмо с вашими вопросами по указанному адресу, а я постараюсь на них ответить.

 

    Конечно же, акт рождения музыки в человеке отличен от молитвы тем, что не имеет той глубины, какой обладает безмолвная молитва. Целью молитвы является призывание Господа и завершением её единение с Ним (что и происходит по благодати действием Духа Святого), и при этом никаких образов молящемуся она не оставляет, и времени не принадлежит, а напротив, вырывает молящегося из времени и из самого твáрного космоса выводит, делая человека своим действием со-вечным Господу, и потому является чистым духовным, "религиозным" (religare – воссоединять, восстанавливать связь) со-бытием, которое принадлежит только личности, и другому передаваться не может.  


    Музыка же, данная по благодати рождённая вне времени и в безмолвии, как несущая печать её прикосновения, что, собственно, и роднит её (музыку) с молитвой, в своём образном выражении, выливаясь в целое сочинение, действует во времени и передаётся другим людям, и, пусть иногда даже очень скромно, но может донести эту искру Божию до способных её воспринять, и тем самым, действуя через образ, принадлежит культуре (culture – воспитывать, возделывать), или сфере чувственного. Или проще: художественный образ - дар прикосновения Божия, дар на память о Его близости и любви, молитва же превращает самого человека в образ. Или, если хотите, молитва, как акт "религии", выводит напрямую к общению лицом к лицу, музыка же, как акт культуры, действует как посредник - воспитатель, постепенно приготовляя и приводя к "религии", и приводя, затем сопутствует ей.


    Небеса неустанно трудятся над тяжёлой земной массой и стараются возвести человеков к другому, первоначальному небесному порядку, который был потерян Адамом, и постоянно напоминают ему о его предназначении, заключённом в смысле самого этого слова — человек (ávθpωπoς – антропос).

    Не без их участия возникла и религия как долгий и трудный путь поисков утраченной связи с Творцом. С их же помощью, по слабости человеческой, образовалась и культура, из религии выросшая и действующая с помощью символов, или, как мы говорим, художественных образов, как проводник духовного воспитания и возделывания.

   Конечно же, художественные образы (в моём случае музыкальные) не имеют такого действия как молитва и даются как более доступная для восприятия пища, постепенно возводя человека к более совершенному, высшему на земле творчеству — молитве.

   Молитва никогда не просит для себя чужого внимания и, напротив, требует уединения и тишины, чего не скажешь о действиях культуры, прямо направленных в широкие массы, для чего собственно она и предназначена. В этом и состоит разница между культурой и "религией", между молитвенной жизнью и жизнью художественной. Но я здесь ни в коей мере не хочу умалить значение культуры, я и сам, как любой другой человек, в какой-то мере ею воспитан, и ей принадлежу. Я лишь хочу напомнить, что он, человек, как соответствующий значению этого слова, не может жить только этой культурной жизнью и, будучи напитан ею, обязательно продолжит путь познания к более глубокой, лежащей за границами художественной "реальности" и культуры, по настоящему реальной жизни. Поэтому мы с вами должны трезво оценивать степень и место того или иного значения, данных этому грешному миру ступеней восхождения, и не забывать, что выше Господа на свете ничего не было, нет и быть не может.

    Но вернёмся к музыке, ведь о ней речь. Снова о родстве c молитвой.

 

    Язык музыки бестелесен, и бессловесен, в отличии, например, от поэзии, обладающей признаками музыки, но всё - таки ещё связанной словом, музыка не привязана ни к каким конкретным понятиям, можно сказать, чистая абстракция, это самый отвлечённый язык на земле, правда, есть ещё математический, но он действует через разум и доступен не всем, и не способен проникать в сердце так, как проникает музыка. Она в одно мгновение способна втянуть в своё течение всякого мало-мальски развитого и восприимчивого человека, втянуть в себя насколько тот способен, и его разум и душу, а через них и тело, и соединить их в себе в целое, подобно тому, как действует настоящая искренняя молитва.

    Конечно же, так может действовать не каждая музыка и опыт, отражённый в ней, конечно же, будет различен, и глубина и сила его будут обусловлены талантом или способностями автора, но, если эта музыка по благодати, то, как имеющая её отблеск, она будет и проникать, и захватывать, и удивлять,и очищать, и напоминать о сферах, весьма отдалённых от практического земного порядка. В этом, я думаю, и заключается смысл любого искусства и музыки, в частности.

 

    В искусстве меня всегда притягивали люди, любящие жизнь, а жизнь «АЗ ЕСМЪ» и есть Сам Господь, и люди, выстраивающие с Ним личные отношения, и их опыт на этом пути, нашедший своё выражение в том или ином художественном творчестве. Этот опыт их взаимной любви, Творцом данный, Им же рождённый, к Нему ведущий и привлекающий, всегда найдёт себе людей, способных его принять и усвоить.

    Бывает, что этот опыт может быть с церковной жизнью напрямую даже и не связан, но, как отражение Божественной красоты и гармонии, то есть небесного и земного порядка, всё равно, пусть косвенно, но всё же работает на привлечение, очищение и приобщение душ к жизни духовной. К образцам такого опыта, конечно же, относятся лучшие сочинения Баха, Свелинка, Вивальди, Листа, Брукнера, и многих других композиторов разных времён, в том числе и русских, из современных я могу назвать только Арво Пярта. Необходимо также сказать, что такие образцы (как и их создатели)  имеют штучное исполнение и редки, и бывает, что не на всём протяжении конкретного сочинения они встречаются, а лишь моментами, как бы пунктирно, но в этом - то их и ценность для благодарного слушателя.

    В этом коротком разговоре я лишь отчасти коснулся религиозной стороны своего творчества, но думаю, что именно эта сторона является первопричиной любого, имеющего ценность искусства и музыки в том числе.

 

   Заканчивая наш разговор хочу выразить желание найти отклик слушателей и единомышленников среди дирижёров, исполнительских коллективов и фондов. Буду рад познакомиться с заинтересованными людьми, которым будет близко моё творчество и готовых к серьёзному сотрудничеству.

С нотным материалом моих сочинений можно познакомиться в читальном зале библиотеки МГК.

 

Композитор Александр Недуев.

 

 

Вернуться на главную